Об истории создания Школы постдипломного образования ветеринарных врачей им. В.Н. Митина, о её современном состоянии и планах на будущее рассказывает руководитель ШПО, главный врач клиники «Биоконтроль», кандидат биологических наук Евгений Александрович Корнюшенков.
— Евгений Александрович, когда была создана Школа постдипломного образования?
— Желание делиться знаниями всегда было присуще клинике «Биоконтроль». Руководствуясь именно этим стремлением, ещё в конце девяностых годов прошлого века Владимир Никифорович Митин организовал на базе клиники Школу для ветеринарных врачей. Тогда она ещё называлась «Школой Hill’s» и, кстати, отрадно заметить, что и сегодня компания Hill’s остаётся надёжным партнёром ШПО.
— И все эти годы на базе клиники «Биоконтроль» проходило повышение квалификации ветеринарных врачей?
— Да, это происходило, но не систематично. Новый старт работе курсов повышения квалификации мы дали в 2010 году, целенаправленно приглашая коллег, предлагая им разработанные нами учебные планы. С 2010 года можно говорить о массовости этого мероприятия: в том году курсы повышения квалификации прошли не пять-шесть человек, как в предыдущие годы, а уже порядка двадцати. И год за годом эта цифра увеличивается.
— Как бы Вы сформулировали основную цель создания Школы постдипломного образования?
— Создание Школы было продиктовано в первую очередь необходимостью закрыть те пробелы в знаниях наших коллег, которые остаются после окончания профильных вузов. Ведь, к сожалению, часто бывает так, что вчерашние студенты, получив диплом, имеют пробелы не в узких и специальных областях, а в фундаментальных. Возьмём, например, ту же анестезиологию, мультидисциплинарную, по сути, специальность – восемь из десяти врачей не знают клинической фармакологии анестетиков. Это влечёт за собой массу проблем при проведении наркоза – врачи просто не понимают, с чем они работают и как это действует. А это приводит к осложнениям в ходе операций. Такие знания врачам, разумеется, должен был дать вуз, но в действительности выходит так, что недостаток именно базовых знаний мы восполняем уже, к сожалению, в постдипломном периоде.
А во вторую очередь – вопрос с повышением квалификации ветеринарных врачей, занимающихся мелкими домашними животными, стоит достаточно остро. На сегодняшний день мы одно из немногих мест, где это можно сделать.
— С анестезиологией пример понятен. Но неужели и в других специальностях есть столь же значимые недостатки?
— Грустно констатировать — да. Возьмём, например, хирургию. Люди зачастую не знакомы с правилами асептики и антисептики, не знают, как правильно шить кишечник, каким материалом надо работать, не знают инструмент. А ведь это базовые вещи! Есть пробелы даже в знании анатомии – врачи приезжают на курс по ультразвуковой диагностике и при этом не знают, сколько долей печени у собак. Как можно в такой ситуации преподавать ультразвуковую диагностику? Поэтому достаточно часто приходится возвращаться назад, восполнять недостатки.
— Как создавались учебные планы по специальностям?
— Учебные планы наших курсов повышения квалификации – это результат работы наших врачей, помноженный на время. У многих врачей есть большое количество лекций, которые создавались для наших конференций и, самое важное, все лекции постоянно перерабатываются, модернизируются, потому что ветеринарная медицина не стоит на месте. Надо понимать, что обучение проводят не молодые специалисты, а люди, имеющие большой и научный, и практический опыт. И весь этот опыт постоянно систематизируется и используется в учебном процессе.
— Какие дисциплины сейчас являются наиболее популярными, на какие наибольший спрос?
— Последнее время мы наблюдаем повышенный спрос на цитологию, о которой ещё несколько лет назад и думать никто не хотел, на лабораторную диагностику, общую терапию, кардиологию и дерматологию, визуальную диагностику, онкологию. Наличие в этом перечне лабораторной и визуальной диагностики говорит о том, что пришло время, когда многие клиники, как частные, так и государственные, могут позволить себе современное оборудование и, можно сказать, сама жизнь диктует необходимость в постоянном совершенствовании знаний и умений.
— Как выглядит сам учебный процесс?
— Стажёр вместе с врачом работает на приёме, благо, поток пациентов различной тематики в «Биоконтроле» велик, и этот же врач читает стажёру лекции. Либо, если речь идёт о хирургии, операционная – лекции.
Причём, что важно, двухнедельный курс только называется двухнедельным, потому что подразумевает четырнадцать дней вот такого полного погружения в ту или иную тему. На самом деле, например, тот же самый курс по рентгенологии растягивается на месяцы – после первых двух дней человеку нужно время на усвоение полученного материала, на попытку применения полученных навыков. И он возвращается в свою клинику, на своё рабочее место, адаптирует полученные знания и пару недель спустя снова возвращается, с возникшими вопросами, на очередные два-три дня. На время перерыва человеку даётся список литературы, с которой он должен ознакомиться и с пониманием которой он должен продолжать обучение.
— И к чему это в результате приводит?
— Это приводит к очень важному для нас результату. К тому, что на конференциях, организовываемых нашими научными обществами (анестезиологическим и онкологическим), где мы рассказываем о наших исследованиях и новейших достижениях, присутствует всё больше и больше слушателей с полным пониманием вопроса. Это уже подготовленная публика, готовая не только обсуждать с коллегами на равных ту или иную проблематику, но и «двигать науку» дальше.
Но это результат, скажем так, важный для нас, внутрицеховой. Самое же главное то, что ветеринарный врач становится профессионалом более высокого уровня и это сказывается на здоровье его пациентов.
— И для этого ему нужно просто провести четырнадцать дней в «Биоконтроле», так?
— Нет, не просто провести две недели. По окончанию курса ему нужно сдать экзамен. Без сдачи экзамена сертификат не может быть выдан. И, кстати, у нас были случаи, когда ветеринарные врачи, отнёсшиеся к нашему курсу без должной серьёзности, не сдавали экзамен и возвращались домой без сертификата.
— А как и когда возникла идея проводить бесплатные курсы лекций для ветеринарных врачей по четвергам?
— Прототипом этого мероприятия как раз и была «Школа Hill’s». Разумеется, тогда был другой уровень – и организационный, и технический, и другой был масштаб. Но в то время, с уверенностью скажу, это было востребовано ещё сильнее, чем сейчас. Информации было гораздо меньше и Владимир Никифорович, организовывавший всё это, очень остро осознавал эту проблему. Ну и, конечно, при таком количестве квалифицированных специалистов грех было не начать подобный проект, учитывая то, что у нас есть и конференц-зал, и лекторы, и, самое главное, опыт.
— Но почему бесплатно?
— Такова наша позиция. Нам кажется неправильным, с этической точки зрения, не делиться знаниями с нашими коллегами. Да, за курсы повышения квалификации, по результатам которых врач получает сертификат государственного образца, он нам платит. Но здесь речь идёт об индивидуальном персональном обучении человека узкой специализации. Те же курсы лекций, которые мы читаем по четвергам и которые растягиваются более, чем на полугодие, позволяют врачам закрыть пробелы в образовании и углубиться в ту или иную специализацию.
Хочу добавить, что именно благодаря нашему партнёру, компании Hill’s, слушателям таких курсов не приходится платить за них ни копейки.
— Каковы планы дальнейшего развития ШПО имени В.Н. Митина?
— Что касается курсов повышения квалификации, то мы к концу года представим ещё два курса по новым специальностям. А если говорить о бесплатных курсах лекций, то с октября этого года мы начнём курс по ультразвуковой диагностике, который продлится до февраля следующего года и в рамках которого мы обязательно проведём и практическую часть. За ним начнётся новый проект, который продлится около года – «Общая терапия», который будет в себя включать и нефрологию, и эндокринологию, и многие другие вопросы. После него будет курс лекций по лабораторной диагностике, а за ним, это уже получается году в семнадцатом, мы можем повторить курс лекций по кардиологии, который мы читали в 2010 году. Разумеется, он будет существенно переработан и дополнен.