28 ноября 2011 года. Семинар «Диагностическое мышление. Организация диагностического процесса»

28 ноября 2011 года в понедельник, в ветеринарной клинике «Белый клык» в Строгино пройдет семинар по теме «Диагностическое мышление. Организация диагностического процесса». Лектор: Андрей Геннадьевич Комолов — ведущий кардиолог, руководитель отделения кардиологии, начальник медицинской службы сети клиник Белый клык. Семинар посвящен разбору этапов постановки диагноза, формированию системного подхода в анализе диагностической информации, развитию врачебного мышления…

Сердечно-легочная реанимация (СЛР)

Процесс умирания состоит из трех последовательных стадий – клинической, социальной и биологической смерти, в ветеринарной медицине показанием к проведению реанимационных мероприятий является лишь первая стадия. По статистике СЛР у собак и кошек бывает успешной менее чем в 25% случаев.
Признаками остановки сердечной деятельности является отсутствие сознания, расширение зрачков, отсутствие дыхательных движений и пульса на крупных сосудах. Симптомами-предвестниками СЛР могут являться резко возникшая брадикардия, замедление ЧДД и нерегулярное дыхание, внезапная бледность либо цианоз слизистых оболочек, остро возникшая артериальная гипотензия, нарушения сознания, тахи- и брадиаритмии.

Концепция АВС(D) включает в себя проведение последовательных мер по обеспечению проходимости дыхательных путей, искусственной вентиляции легких и оксигенации, непрямому массажу сердца и дефибрилляции. Для максимальной эффективности процесса реанимации необходимо четкое распределение действий каждого участника реанимационной бригады, а так же соблюдение алгоритма.

Наш опыт применения метода плазмафереза в медицине критических состояний

Плазмаферез — экстракорпоральный метод (от греческого extra — вне; corpus — тело) разделения крови на плазму (плазмаферез) и клеточные элементы (цитаферез) с их избирательным удалением.

Целью проведения плазмафереза является количественное и качественное изменение клеточного, белкового, водно-электролитного, ферментного и газового состава крови. Плазмаферез относится к методам интенсивной терапии.

Исторически плазмаферез берет свое начало от кровопусканий, упоминания о которых имелись уже в древнем Египте. О них говорится в работах Гиппократа и Галена.

В 2010 году исполняется 97 лет с момента проведения первого удачного экспериментального плазмафереза в мире. Исследования в России и в США проводились практически одновременно в 1913 — 1914 годах.

В нашей стране исследовательская работа осуществлялась в Бактериологической лаборатории кафедры инфекционных болезней Военно-медицинской академии. Проводили работу на кроликах профессор В.А.Юревич и Н.К.Розеберг. В дальнейшем их эксперименты были повторены на собаках и развиты И.П.Михайловским в 1924г.

Роль методов визуальной диагностики (КТ, МРТ) для пациентов с эписиндромом

Эписиндром – не диагноз, а составляющая часть диагноза. Чётко сформулированный диагноз и заключения дополнительных методов обследования помогает в выработки правильной стратегии в дальнейшем обследовании и лечении.

Причинами эписиндрома у собак могут быть: аномалии развития головного мозга (гидроцефалия, интракраниальные кисты), дегенеративные поражения, новообразования головного мозга, сосудистые нарушения (инсульты, аневризмы), воспалительные процессы (энцефалит, менингоэнцефалит, воспаление среднего уха).

Если причина эписиндрома не установлена, то необходимо продолжить обследование и разрешить этот вопрос.

На сегодняшний день наиболее информативными методами для диагностики поражений головного мозга считаются МРТ и КТ.

Анестезиологическое обеспечение при офтальмохирургических вмешательствах у мелких домашних животных

Оперативные вмешательства у пациентов с офтальмопатологиями крайне различны, как по продолжительности, так и по болезненности. От иссечения дермоида конъюнктивы или халязиона до удаления глаза. В первом случае достаточно легкой поверхностной седации, второй же требует глубокой анестезии и хорошего интра- и послеоперационного обезболивания.

Мониторинг во время офтальмологических операций отличается от такового при других операциях, т.к. у анестезиолога нет доступа к голове пациента. Соответственно становиться не возможным оценка некоторых рефлексов (роговичного, пальпебрального), скорости наполнения капилляров, цвета слизистой ротовой полости. Все это в значительной мере усложняет интраоперационный мониторинг пациента.

Более того, при всех офтальмохиругических вмешательствах важно применять препараты с учетом их действия на физиологию глаза. Пренебрежение этим может вызвать значительные осложнения во время хирургического вмешательства.

Клиническая оценка боли в интро- и постоперационных периодах

Международная Ассоциация по Изучению Боли (International Association for the Study of Pain – IASP) дает следующее официальное определение боли: «неприятное сенсорное и эмоциональное ощущение, ассоциирующееся с реальным или потенциальным повреждением тканей, или описываемое в связи с таким повреждением». Для выполнения анестезии требуется оценка клинических признаков и числовых переменных аппаратного мониторинга.

Целью анестезии является: потеря боли (адекватная анальгезия), потеря сознания, потеря движения (миорелаксация).

При этом «хорошая» анестезия минимизирует негативные последствия наркоза для организма (пациенту дается минимальный необходимый/возможный «объем» анестезиологических препаратов).

Газы крови как метод коррекции плана инфузионной терапии

В современной ветеринарии развитие идет очень быстрыми темпами, постоянно появляются публикации о новых тенденциях лечения хронических заболеваний, применения новаторских методик в хирургии. Но пока еще мало внимания уделяется интенсивной терапии острых состояний, адекватному мониторингу и актуальному лечению.

Многие пациенты отделения интенсивной терапии, анестезиологического отделения, возрастные пациенты с хроническими заболеваниями, особенно терминальных стадий, имеют те или иные метаболические нарушения, расстройства кислотно-основного состояния и электролитного баланса. Все эти нарушения играют огромную роль в развитии патофизиологических процессов и усугублении их течения.

В связи с этим принцип применения газоанализатора для контроля газов крови, рН крови, электролитного состава представляется более чем оправданным.

Ксенон – ингаляционный анестетик ХХI века

Ингаляционная анестезия в ветеринарной практике применяется не так часто, хотя в человеческой медицине без этого вида анестезиологического пособия не обходится почти ни одна серьезная операция, в связи с наличием целого ряда преимуществ этого метода перед тотальной внутривенной анестезией.

Этот вид анестезии основан на введении в организм анестетиков в виде пара или газа через дыхательные пути. Насыщение организма анестетиками происходит благодаря диффузии их через альвеолы и зависит от концентрации, вида анестетиков, растворимости их в крови и тканях, состояния кровообращения и дыхательной системы. Ингаляционный наркоз более управляем, чем другие виды анестезии, характеризуется более или менее выраженными фазами наркоза и выводится также легкими.

Злокачественная гипертермия. Этиология, лечение.

Злокачественная гипертермия относится к группе редких состояний и синдромов, тем самым представляет специфическую опасность для жизни пациента. Как правило, врачи плохо знакомы с клиникой тех состояний, с которыми им редко приходиться встречаться, а, следовательно, и с их лечением.

Впервые случаи необъяснимой смерти пациентов на фоне высокой лихорадки после ингаляционной анестезии появились в конце ΧΙΧ, начале ΧΧ века. Наследственный характер этой патологии выявили M. A. Denborourgh и R. R. H. Lоveel, опубликовав в журнале «Lancet» наблюдение периоперационной гипертермии у молодого человека, 10 из 24 родственников которого умерли «от наркоза».

Частота развития злокачественной гипертермии в Европе и США составляет 1 на 50-150000 анестезий. Использование галогенсодержащих анестетиков повышает частоту осложнения до 1:84000, а сукцинилхолина до 1:62000. Для животных такой достоверной статистики не существует.

Современный взгляд на теорию боли. Методы лечения боли.

Боль – понятие клиническое и патогенетически сложное. Боль определяют как «неприятное ощущение и эмоциональное испытание, связанное с имеющимся или потенциальным повреждением тканей, либо же испытываемое в момент этого повреждения» (М. Ферранте 2001). Между местом повреждения и моментом восприятия боли лежит целая серия сложных электрохимических явлений, объединенных термином «ноцицепция». Ноцицепция включает четыре физиологических процесса:

Трансдукция – процесс, при котором повреждающее воздействие трансформируется в виде электрической активности на окончаниях чувствительных нервов.

Трансмиссия – проведение нервных импульсов по системе чувствительных нервов.

Модуляция – это процесс, при котором ноцицептивная трансмиссия модифицируется под влиянием невральных воздействий.

Перцепция – является финальным процессом, при котором трансдукция, трансмиссия и модуляция, взаимодействуя с индивидуальными физиологическими особенностями, создают конечное субъективное эмоциональное ощущение, воспринимаемое как боль.